Цветная логика
Календарно – тематический план программы «Цветная логика»
Месяц |
Календарные сроки освоения |
Занятие № |
Тема занятия |
Количество занятий |
Ноябрь |
2 |
1 |
«Цвет, классификация по одному признаку». «Какой это цвет?» |
1 |
9 |
2 |
«Что нам привёз Мишутка?» |
1 |
|
16 |
3 |
Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» |
1 |
|
23 |
4 |
Игра на внимание «Найди пару» |
1 |
|
30 |
5 |
«Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какой это формы?» |
1 |
|
Декабрь |
7 |
6 |
«Что нам привёз Зайчишка?» |
1 |
14 |
7 |
Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» |
1 |
|
21 |
8 |
Игра «Отгадай фигуру» |
1 |
|
28 |
9 |
Игра «Продолжи дорожку» |
1 |
|
Январь |
11 |
10 |
«Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какого размера фигуры?» |
1 |
18 |
11 |
«Угости матрешек печеньем» |
1 |
|
25 |
12 |
Игра «Укрась елки игрушками» |
1 |
|
Февраль |
1 |
13 |
«Цвет и форма, классификация по двум признакам». «Какого цвета и формы?» |
1 |
8 |
14 |
«Что лежит в корзинке?» |
1 |
|
15 |
15 |
Игра «Продолжи дорожку» |
1 |
|
22 |
16 |
Игра «Построй домик» |
1 |
|
Март |
1 |
17 |
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». «Какого цвета, формы и величины?» |
1 |
15 |
18 |
«Садовники» |
1 |
|
22 |
19 |
«Мы - конструкторы» |
1 |
|
29 |
20 |
«Магазин» |
1 |
|
Апрель |
5 |
21 |
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». «Угадай фигуру» |
1 |
12 |
22 |
«Бусы для мамы» |
1 |
|
19 |
23 |
«Угости мишек печеньем» |
1 |
|
26 |
24 |
«Посади цветы на клумбы» |
1 |
|
Май |
10 |
25 |
«У кого больше». |
1 |
17 |
26 |
«Разноцветные вагончики». |
1 |
|
24 |
27 |
«Числа 1 и 2». |
1 |
|
31 |
28 |
«Дети нашего двора». |
1 |
|
Всего занятий в год |
28 |
Перспективное планирование программы «Цветная логика»
№ п/п |
Тема |
Программное содержание |
Оборудование |
Ноябрь |
|||
1. |
«Цвет, классификация по одному признаку». «Какой это цвет?» |
знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый |
Блоки Дьенеша |
2. |
«Что нам привёз Мишутка?» |
способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета. |
Блоки Дьенеша |
3. |
Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» |
закреплять умение различать и называть основные цвета |
Блоки Дьенеша |
4. |
Игра на внимание «Найди пару» |
Игра на внимание «Найди пару» |
Блоки Дьенеша |
5. |
«Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какой это формы?» |
способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. |
Палочки Кюзенера |
Декабрь |
|||
6. |
«Что нам привёз Зайчишка?» |
способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры |
Блоки Дьенеша |
7. |
Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» |
закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения |
Палочки Кюзенера |
8. |
Игра «Отгадай фигуру» |
закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения |
Блоки Дьенеша |
9. |
Игра «Продолжи дорожку» |
закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур |
Палочки Кюзенера |
Январь |
|||
10. |
«Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какого размера фигуры?» |
способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины. |
Блоки Дьенеша |
11. |
«Угости матрешек печеньем» |
способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины |
Блоки Дьенеша |
12. |
«Укрась елку игрушками» |
способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины |
Палочки Кюзенера |
Февраль |
|||
13. |
«Цвет и форма, классификация по двум признакам». «Какого цвета и формы?» |
Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму |
Блоки Дьенеша |
14. |
«Что лежит в корзинке?» |
способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы |
Палочки Кюзенера |
15 |
Игра «Продолжи дорожку» |
закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, |
Блоки Дьенеша |
16. |
Игра «Построй домик» |
закреплять умение различать и называть геометрические фигуры |
Блоки Дьенеша |
Март |
|||
17. |
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». «Какого цвета, формы и величины?» |
Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина. |
Палочки Кюзенера |
18. |
«Садовники» |
способствовать развитию способности наглядного моделирования |
Палочки Кюзенера |
19. |
«Мы - конструкторы» |
способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме |
Палочки Кюзенера |
20. |
«Магазин» |
способствовать развитию способности наглядного моделирования |
Палочки Кюзенера |
Апрель |
|||
21. |
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». «Угадай фигуру» |
способствовать развитию способности наглядного моделирования |
Блоки Дьенеша |
22. |
«Бусы для мамы» |
способствовать развитию способности наглядного моделирования |
Блоки Дьенеша |
23. |
«Угости мишек печеньем» |
способствовать развитию способности наглядного моделирования |
Блоки Дьенеша |
24. |
«Посади цветы на клумбы» |
умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям |
Блоки Дьенеша |
Май |
|||
25. |
«У кого больше». |
закреплять названия геометрической фигуры «Треугольник» |
Палочки Кюзенера |
26. |
«Разноцветные вагончики». |
учить детей классифицировать предметы по цвету и длине |
Палочки Кюзенера |
27. |
«Числа 1 и 2». |
учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами |
Палочки Кюзенера |
28. |
«Дети нашего двора». |
учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, |
Палочки Кюзенера |
Программа занятий
1этап «Знакомство»:
Нужно дать детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Дети могут построить башенки, домики и т.д. В процессе они устанавливают, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
2 этап «Обследование»:
Дети проводят обследование блоков. При помощи восприятия они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети упражняются в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т.д. В процессе таких игр с блоками у детей в предмете открываются новые качества и свойства. Они обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования важны для формирования операций сравнения, обобщения.
3 этап «Игровой»:
А когда знакомство и обследование произошло, предложить детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. А также лучше использовать и дидактический материал. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д. Комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.
4 Этап «Сравнение»:
Затем дети начинают постепенно устанавливать сходства и различия между фигурами по всем параметрам величины. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Здесь важно спросить ребёнка: «Чем похожи фигуры?» и «Чем они отличаются?». Таким образом дети начанают пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.
5 этап «Поисковый»:
На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети пытаются находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат.
6 этап «Знакомство с символами»:
На следующем этапе происходит знакомство детей с кодовыми карточками. Загадки без слов (кодирование). Объяснить детям, что угадать блоки нам помогут карточки. Ребятам предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок. Пользуясь кодовыми карточками, дети называют «имя» каждого блока, т.е. перечисляли его признаки.
7 этап «Соревновательный»:
Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием будут загадывать друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и рисовали свою схему. В таких играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т.д. В игру с блоками включается соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.
8 этап «Отрицание»:
На следующем этапе игры с блоками значительно усложняются за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т.д. Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Можно ввести в схему один знак отрицания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»