Цветная логика

Календарно – тематический план программы «Цветная логика»

Месяц

Календарные сроки освоения

Занятие №

Тема занятия

Количество занятий

       Ноябрь

            2

           1

«Цвет, классификация по одному признаку».

«Какой это цвет?»

           1

            9

           2

«Что нам привёз Мишутка?»

           1

           16

           3

Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

           1

           23    

           4

Игра на внимание «Найди пару»

           1

           30

           5

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какой это формы?»

           1

       Декабрь

            7

            6

«Что нам привёз Зайчишка?»

           1

           14

            7

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

           1

           21

            8

Игра «Отгадай фигуру»

           1

           28

            9

Игра «Продолжи дорожку»

           1

      Январь

           11

           10  

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какого размера фигуры?»

           1

           18

           11

«Угости матрешек печеньем»

           1

           25

           12

Игра «Укрась елки игрушками»

           1

       Февраль

            1

          13

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».

«Какого цвета и формы?»

            1

            8

          14

«Что лежит в корзинке?»

            1

            15

          15

Игра «Продолжи дорожку»

            1

            22

          16

Игра «Построй домик»

            1

         Март

1

            17

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».

«Какого цвета, формы и величины?»

            1

           15

            18

«Садовники»

            1

           22

            19

«Мы - конструкторы»

            1

           29  

            20

«Магазин»

            1

       Апрель

            5

            21

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с двумя обручами)».

«Угадай фигуру»

            1

          12

            22

«Бусы для мамы»

            1

          19

            23

«Угости мишек печеньем»

            1

          26

            24

«Посади цветы на клумбы»

            1

         Май

          10

             25

«У кого больше».

            1

          17

             26

«Разноцветные вагончики».

            1

          24

             27

«Числа 1 и 2».

            1

          31

             28

«Дети нашего двора».

            1

Всего занятий в год

           28

               

                  Перспективное планирование программы «Цветная логика»

№ п/п

           Тема

Программное содержание

Оборудование

Ноябрь

1.

«Цвет, классификация по одному признаку».

«Какой это цвет?»

знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый

   Блоки Дьенеша

2.

«Что нам привёз Мишутка?»

 способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета.

Блоки Дьенеша

3.

Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

закреплять умение различать и называть основные цвета

Блоки Дьенеша

4.

Игра на внимание «Найди пару»

Игра на внимание «Найди пару»

Блоки Дьенеша

5.

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какой это формы?»

способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Палочки Кюзенера

      Декабрь

6.

«Что нам привёз Зайчишка?»

способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры

Блоки Дьенеша

7.

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения

Палочки Кюзенера

8.

Игра «Отгадай фигуру»

закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения

Блоки Дьенеша

9.

Игра «Продолжи дорожку»

закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур

Палочки Кюзенера

       Январь

10.

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какого размера фигуры?»

способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины.

Блоки Дьенеша

11.

«Угости матрешек печеньем»

способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины

Блоки Дьенеша

12.

«Укрась елку игрушками»

способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины

Палочки Кюзенера

       Февраль

13.

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».

«Какого цвета и формы?»

Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму

Блоки Дьенеша

14.

«Что лежит в корзинке?»

способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы

Палочки Кюзенера

15

Игра «Продолжи дорожку»

закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма,

Блоки Дьенеша

16.

Игра «Построй домик»

закреплять умение различать и называть геометрические фигуры

Блоки Дьенеша

          Март

17.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».

«Какого цвета, формы и величины?»

 Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина.

Палочки Кюзенера

18.

«Садовники»

 способствовать развитию способности наглядного моделирования

Палочки Кюзенера

19.

«Мы - конструкторы»

 способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме

Палочки Кюзенера

20.

«Магазин»

способствовать развитию способности наглядного моделирования

Палочки Кюзенера

        Апрель

21.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с двумя обручами)».

«Угадай фигуру»

способствовать развитию способности наглядного моделирования

Блоки Дьенеша

22.

«Бусы для мамы»

 способствовать развитию способности наглядного моделирования

Блоки Дьенеша

23.

«Угости мишек печеньем»

способствовать развитию способности наглядного моделирования

Блоки Дьенеша

24.

«Посади цветы на клумбы»

умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям

Блоки Дьенеша

         Май

25.

«У кого больше».

 закреплять названия геометрической фигуры «Треугольник»

Палочки Кюзенера

26.

«Разноцветные вагончики».

 учить детей классифицировать предметы по цвету и длине

Палочки Кюзенера

27.

«Числа 1 и 2».

учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами

Палочки Кюзенера

28.

«Дети нашего двора».

 учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения,

Палочки Кюзенера

Программа занятий

1этап «Знакомство»:

Нужно дать детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Дети могут построить башенки, домики и т.д. В процессе они устанавливают, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

2 этап «Обследование»:

Дети проводят обследование блоков. При помощи восприятия они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети упражняются в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т.д. В процессе таких игр с блоками у детей в предмете открываются новые качества и свойства. Они обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования важны для формирования операций сравнения, обобщения.

3 этап «Игровой»:

А когда знакомство и обследование произошло, предложить детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. А также лучше использовать и дидактический материал. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д. Комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.

4 Этап «Сравнение»:

Затем дети начинают постепенно устанавливать сходства и различия между фигурами по всем параметрам величины. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Здесь важно спросить ребёнка: «Чем похожи фигуры?» и «Чем они отличаются?». Таким образом дети начанают пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

5 этап «Поисковый»:

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети пытаются находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат.

6 этап «Знакомство с символами»:

На следующем этапе происходит знакомство детей с кодовыми карточками. Загадки без слов (кодирование). Объяснить детям, что угадать блоки нам помогут карточки. Ребятам предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок. Пользуясь кодовыми карточками, дети называют «имя» каждого блока, т.е. перечисляли его признаки.

7 этап «Соревновательный»:

Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием будут загадывать друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и рисовали свою схему. В таких играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т.д. В игру с блоками включается соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

8 этап «Отрицание»:

На следующем этапе игры с блоками значительно усложняются за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т.д. Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Можно ввести в схему один знак отрицания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie