Волшебная кисточка
Перспективное планированиезанятий
кружка «Волшебная кисточка» для детей 5- 6 лет
Дата проведения занятия |
Название недели № недели |
Тема занятия Мет. литература |
Программное содержание |
|||
Мониторинг |
2 неделя сентября |
Что мы умеем и любим рисовать? |
6, с. 30 |
Изучить интересы и возможности детей в рисовании |
||
Фрукты |
3 неделя сентября |
В гостях у цветных карандашей.Рисование яблока цветными карандашами(с натуры) |
6, с. 41 13, с.42 |
Выяснить, что знают дети о том, как пользоваться карандашами; установить какие цвета знают. Учить детей изображать половинки яблока цветными карандашами. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художествен-ного образа. |
||
Сад |
4 неделя сентября |
Королева Гуашь в гостях у ребят. Рисование цветов астры (используя разные оттенки розового цвета) |
6, с. 42, с. 50. 22, с.20 |
Вызвать у детей интерес к освоению изобразительного материала – гуаши; побуждать правильно пользоваться кистью. |
||
Ягоды |
5 неделя сентября |
Три царевны Гуашевого царства. Ветка рябины (пальчиковое рисование) |
6, с. 64 3, с. 11 |
Подвести детей к пониманию того, что среди всех известных им цветов три являются самыми главными; заинтересовать смешиванием их для получения новых цветов и оттенков. Учить технике пальчикового рисования; закрепить приём вливания одного цвета в другой. |
||
Лес |
1 неделя октября |
Коллективное изготовление коллажа «Лес» |
6, с. 43 |
Вызвать у детей интерес к работе с разнообразными материалами в технике коллажа. |
||
Перелетные птицы |
2 неделя октября |
Утята на пруду |
22, с.34 |
Учить рисовать утят, плавающих на воде; закреплять навыки рисования тычком. |
||
Я в мире человек Части тела. Образ Я |
Мой дом. Части дома |
3 неделя октября |
Волшебный домик |
7, с. 85 |
Приобщать детей к дизайн-деятельности по декоративному оформлению сказочного домика. |
|
Мой дом Посуда |
4 неделя октября |
Точка – основной изобразительный элемент кистевой живописи. Красивые салфетки |
19, с. 13 13, с.110 |
Развивать навыки изображения при помощи точек. Учить детей рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы; показывая зависимость орнамента от формы салфетки; развивать чувство цвета и ритма. |
||
Земля – наш общий дом |
Мой посёлок |
5 неделя октября |
Линия -основной изобразительный элемент кистевой живописи. Тучи по небу бежали |
19, с. 14 13, с.110 |
Развивать навыки изображения при помощи линий. Познакомить с техникой аппликативной мозаики. |
|
Транспорт |
Правила дорожного движения |
2 неделя ноября |
Грузовик |
1, с.33 |
Учить детей передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение. |
|
Профессии |
3 неделя ноября |
Выставка-продажа перчаток |
6, с. 33 |
Учить детей обведению кисти руки и закрашиванию полученного контура в соответствии с личным вкусом и интересом. |
||
Домашние животные |
4 неделя ноября |
Кошка с воздушными шариками |
13, с.122 |
Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам литературного произведения. Формировать умение передавать разные формы графическими и аппликативными способами. |
||
Домашние птицы |
5 неделя ноября |
Рисование по представлению Храбрый петушок |
13, с.34 |
Учить детей рисовать петушка гуашью, сочетая формы и цвета; совершенствовать технику владения кистью. |
||
Зима |
Неживая природа |
2 неделя ноября |
Белянка, которую любили все Морозные узоры |
6, с. 51 13, с.66 |
Подвести детей к пониманию того, что благодаря белой краске цвета изменяются, приобретают мягкий оттенок. Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплете-ния. Создать условия для экспериментирования с красками для получения разных оттенков голубого цвета. |
|
Дикие животные лесов |
3неделя декабря |
Зайка серенький стал беленьким |
13, с.58 |
Учить детей видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашью. |
||
Зимние забавы |
4 неделя декабря |
Снеговики в шапочках и шарфиках |
13, с.78 |
Учить рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках; показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. |
||
«Скоро, скоро, Новый Год!» |
5 неделя декабря |
Рисование с элементами аппликации. Наша ёлочка |
13, с.74 |
Учить детей рисовать новогоднюю ёлку гуашью, передавая особенности её строения и размещения в пространстве. |
||
Зима |
6 неделя декабря |
Праздничная ёлочка (поздравительная открытка) |
13, с.72 |
Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы декорирования аппликативного образа (оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен). |
||
Дикие животные жарких стран |
3 неделя января |
Черепахи |
22, с.56 |
Учить детей рисовать черепах, используя метод тычка. |
||
Деревья и кустарники |
4 неделя января |
Как розовые яблоки на ветках снегири |
13, с.90 |
Учить детей строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы. |
||
Защитники Отечества |
Военные профессии |
5 неделя января |
Солдат на посту |
1, с.28 |
Учить детей создавать в рисунке образ воина-защитника Отечества, передавая характерные особенности костюма, позы человека. |
|
Народная игрушка |
2 неделя февраля |
Весёлые матрёшки (к выставке «Весёлый хоровод») |
13, с.106 |
Учить рисовать матрёшку с натуры, передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды». |
||
3 неделя февраля |
Сердечная открытка (кляксография) |
3, с. 11 |
Познакомить детей со способом изображения –кляксографией, показать её выразительные возможности. |
|||
Защитники Отечества |
4 неделя февраля |
Портрет папочки |
6, с. 69 |
Познакомить с жанром изобразитель-ного искусства – портретом. |
||
Военная техника |
5 неделя февраля |
Рисование – эксперименти-рование «По морям, по волнам…» (с элементами бумажной пластики) |
14, с.172 -174 |
Создать условия дляэкспериментирования с разными художественными материалами и инструментами; показать разные варианты интеграции рисования и аппликации. |
||
Весна |
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны! |
2 неделя марта |
Мимоза (праздничная газета) |
22, с.37 |
Учить рисовать цветы; совершенствовать технику рисования тычком. |
|
Растительный мир |
3 неделя марта |
Цветик – разноцветик (смешивание цветов) |
3, с. 22 |
Расширить знания цветовой гаммы путём введения новых оттенков, освоения способов их получения. |
||
Обитатели водоемов |
4 неделя марта |
В морской глубине |
1, с.30 8, с. 21 |
Учить изображать осьминогов путём линейного контура ладони; учить работать цветными восковыми мелками. |
||
5 неделя марта |
Солнечный цвет (рисование-эксперименти-рование) |
14, с.172 -174 |
Вызвать интерес к эксперименталь-ному освоению цвета; расширить цветовую палитру – показать способы получения «солнечных» оттенков. |
|||
Первоцветы |
1 неделя апреля |
Пушистые одуванчики |
22, с.19 |
Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы. |
||
Космос |
2 неделя апреля |
Ракета в звёздном небе (набрызг) |
10, с. 69 |
Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг. |
||
Насекомые |
3 неделя апреля |
Бабочки – красавицы (монотипия) |
10, с. 53 |
Познакомить с техникой монотипии, печатью ладошкой и кулачком. |
||
Народные праздники |
4 неделя апреля |
Пасхальное яичко |
1с, с.39 |
Учить создавать орнамент на бумаге, вырезанной в форме яйца; закреплять навыки рисования пальчиками. |
||
2 неделя мая |
Радуга-дуга, не давай дождя (дидактическое рисование) |
14, с.136 |
Формировать знания по цветоведению; учить самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами. |
|||
День Победы |
2 неделя мая |
Праздничный день |
1, с.31 20, с. 3 |
Учить детей передавать в рисунке праздничную атмосферу; располагать изображение по всему листу; ввести понятие «перспектива». |
||
Мониторинг |
3 неделя мая |
Что мы умеем и любим, рисовать (педагогическая диагностика) |
Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей. |
|||
4 неделя мая |
||||||
«Ах, лето!» |
5 неделя мая |
Здравствуй, лето! (развлечение для детей) |
12, с.78 |
Обобщить и систематизиро-вать знания детей по изобразительной грамотности; инициировать поиск адекватных изобразительно-выразительных средств. |
Тематическое планированиезанятий
кружка «Волшебная кисточка» для детей 6- 7 лет
№ п/п |
Тема |
Количество занятий |
Всего часов (мин) |
|
Педагогическая диагностика |
1 |
30 мин |
|
Королева Гуашь в гостях у ребят. Загадки с грядки |
1 |
30 мин |
|
Три царевны Гуашевого царства В садах созрели яблоки |
1 |
30 мин |
|
Точка – основной изобразительный элемент кистевой живописи. Черешня |
1 |
30 мин |
|
Симметрия Осенние листья (рисование с натуры) |
1 |
30 мин |
|
Перспектива Коллективная композиция «Летят перелётные птицы» |
1 |
30 мин |
|
Светотень. Необычная посуда (оттиск пробкой, печатками из ластика) |
1 |
30 мин |
|
Композиция. Домик с трубой и сказочный дым (рисование-фантазирование) |
1 |
30 мин |
|
Деревья смотрят в речку (рисование в технике «по мокрому») |
1 |
30 мин |
|
Машины на улицах посёлка (коллективная композиция) |
1 |
30 мин |
|
Линия -основной изобразительный элемент кистевой живописи. Профессии, которые мне нравятся |
1 |
30 мин |
|
Пейзаж. Разговорчивый родник (рисование пастелью) |
1 |
30 мин |
|
Выставка котят (тычок жёсткой полусухой кистью) |
1 |
30 мин |
|
Белянка, которую любили все Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы |
2 |
60 мин |
|
Беляночка и её подружка Синяя краска (экспериментирование) Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы |
||
|
Весело качусь я под гору в сугроб |
1 |
30 мин |
|
Рисование с натуры «Еловые веточки (зимний венок)» |
1 |
30 мин |
|
Совы (тычок жёсткой полусухой кистью) |
1 |
30 мин |
|
Верблюд в пустыне («расчёсывание» краски) |
1 |
30 мин |
|
Колорит. Дремлет лес под сказку сна |
1 |
30 мин |
|
Звонкие колокольчики (лепка из солёного теста) |
1 |
30 мин |
|
Звонкие колокольчики. Оформление лепных поделок |
1 |
30 мин |
|
Рисование – экспериментирование «Море» Кораблики в море (техника «Знакомая форма – новый образ») |
1 |
30 мин |
|
Папин портрет (рисование с опорой на фотографию) |
1 |
30 мин |
|
Волшебные снежинки (краски зимы) |
1 |
30 мин |
|
Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас) |
1 |
30 мин |
|
Фантастические цветы (рисование по замыслу) |
1 |
30 мин |
|
Рыбки играют, рыбки сверкают (узор на вырезанном силуэте). |
1 |
30 мин |
|
Весеннее небо (рисование в технике по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка) |
1 |
30 мин |
|
Расцвели одуванчики |
1 |
30 мин |
|
Волшебная сила чёрной краскиКосмический пейзаж (граттаж) |
1 |
30 мин |
|
Паук в паутине (обрывание бумаги) |
1 |
30 мин |
|
Чудо-писанки (рисование на объёмной форме (скорлупе яйца)) |
1 |
30 мин |
|
Праздничный салют (проступающий рисунок) |
1 |
30 мин |
|
Что мы умеем и любим, рисовать (педагогическая диагностика) |
2 |
60 мин |
|
|||
|
Сделаем мир цветным (досуг для детей) |
1 |
30 мин |
Итого |
37 |
1110 мин / 18 часов 30 мин |
Перспективное планирование занятий
кружка «Волшебная кисточка» для детей 6 - 7 лет
Дата проведе-ниязанятий |
Название недели № недели |
Тема занятия Мет. литература |
Программное содержание |
|||
Осень Осень |
Мониторинг |
2 неделя сентября |
Педагогическая диагностика |
5, с. 30 |
Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности |
|
Фрукты. Овощи |
3 неделя сентября |
Королева Гуашь в гостях у ребят. Загадки с грядки |
6, с. 42 5, с. 31 14, с.44 |
Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. |
||
Сад |
4 неделя сентября |
Три царевны Гуашевого царства В садах созрели яблоки |
6, с. 64 22, с.31 |
Заинтересовать детей смешиванием красок для получения новых цветов и оттенков. Учить детей наносить один слой краски на другой методом тычка. |
||
Ягоды |
5 неделя сентября |
Точка – основной изобразитель-ный элемент кистевой живописи. Черешня |
19, с. 13 22, с.40 |
Развивать навыки изображения при помощи точек. Учить рисовать ягоды методом тычка. |
||
Лес |
1 неделя октября |
Симметрия Осенние листья (рисование с натуры) |
20, с. 6 14, с.50 |
Формировать представления детей об оси симметрии предметов. Познакомить с техникой отпечатки листьев. |
||
Перелетные птицы |
2 неделя октября |
Перспектива Коллективная композиция «Летят перелётные птицы» |
20, с. 3 15, с.62 |
Формировать представления детей о законах перспективы. |
||
Я в мире человек Образ Я |
Мой дом. Посуда |
3 неделя октября |
Светотень Необычная посуда (оттиск пробкой, печатками из ластика) |
20, с. 8 10, с. 120 |
Формировать представления детей о светотени предметов. Упражнять в комбинировании различных техник. |
|
Мой дом Части дома |
4 неделя октября |
Композиция Домик с трубой и сказочный дым (рисование-фантазирование) |
20, с. 10 15, с.120 |
Формировать представления детей о композиции. Учить создавать фантазийные образы. |
||
Земля – наш общий дом |
Мой посёлок |
5 неделя октября |
Деревья смотрят в речку (рисование в технике «по мокрому») |
15, с.56 |
Познакомить детей с техникой рисования двойных изображений (монотипии, отпечатки). |
|
Транспорт |
Правила дорожного движения |
2 неделя ноября |
Машины на улицах посёлка (коллективная композиция) |
14, с.36 |
Формировать композиционные умения; совершенствовать изобразительные навыки. |
|
Профессии |
3 неделя ноября |
Линия -основной изобразитель-ный элемент кистевой живописи. Профессии, которые мне нравятся |
19, с. 14 10, с. 96 |
Развивать навыки изображения при помощи линий. Учить отражать в рисунке выразительность внешнего вида людей различных профессий. |
||
Осень |
Неживая природа |
4 неделя ноября |
Пейзаж. Разговорчивый родник (рисование пастелью) |
15, с.86 |
Познакомить детей с новым художественным материалом – пастелью; показать приёмы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушёвка). |
|
Домашние животные |
5 неделя ноября |
Выставка котят (тычок жёсткой полусухой кистью) |
22, с.23 |
Закреплять умения детей рисовать методом тычка жёсткой полусухой кистью. |
||
Зима |
Неживая природа |
2 неделя ноября |
Белянка, которую любили все Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы Беляночка и её подружка Синяя краска (рисование-эксперименти-рование) |
5, с. 46 3, с. 53 6, с. 52 |
Подвести детей к пониманию того, что благодаря белой краске цвета изменяются, приобретают мягкий оттенок. Формировать понятие о витраже и технике его выполнения. Заинтересовать детей в получении голубого, синего, фиолетового тона. |
|
3неделя декабря |
||||||
Зимние забавы |
4 неделя декабря |
Весело качусь я под гору в сугроб |
14, с.117 |
Учить передавать сюжет доступными графическими средствами. Расширить возможности применения обрывной аппликации. |
||
«Скоро, скоро, Новый Год!» |
5 неделя декабря |
Рисование с натуры «Еловые веточки (зимний венок)» |
14, с.100 |
Учить рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве. |
||
Дикие птицы лесов |
2 неделя января |
Совы (тычок жёсткой полусухой кистью) |
22, с.53 |
Закреплять умения детей рисовать методом тычка жёсткой полусухой кистью. |
||
Дикие животные жарких стран |
3 неделя января |
Верблюд в пустыне («расчёсывание» краски) |
4, с. 11 |
Ознакомить детей с новым приёмом рисования «расчёсывание» краски. |
||
Зима |
Деревья и кустарники |
4 неделя января |
Колорит Дремлет лес под сказку сна |
20, с. 14 15, с.98 |
Формировать у детей понятие о «колорите». Побуждать детей к поиску оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. |
|
Народная игрушка |
5 неделя января |
Звонкие колокольчики (лепка из солёного теста) |
14, с.104 |
Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста; совершенствовать изобразительную технику. Ознакомить с приёмами оформления лепной фигуры- выкладывание орнамента из бусин, пуговиц, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. |
||
2 неделя февраля |
Звонкие колокольчики. Оформление лепных поделок |
|||||
Защитники Отечества |
Военная техника |
3 неделя февраля |
Рисование – эксперименти-рование «Море» Кораблики в море (техника «Знакомая форма – новый образ») |
14, с.172 10, с. 47 |
Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Учить рисовать корабли, используя в качестве шаблона ступню. |
|
Я в мире человек Образ Я |
4 неделя февраля |
Папин портрет (рисование с опорой на фотографию) |
14, с.136 |
Учить рисовать мужской портрет, передавая особенности внешнего вида, характер и настроение человека. |
||
Зима |
Неживая природа |
5 неделя февраля |
Волшебные снежинки (краски зимы) |
14, с.94 |
Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём наращивания элементов по концентрическим кругам. |
|
Весна |
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны! |
2 неделя марта |
Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас) |
15, с.152 |
Учить рисовать парный портрет. |
|
Растительный мир |
3 неделя марта |
Фантастические цветы (рисование по замыслу) |
14, с.132 |
Познакомить детей с приёмами видоизменения и декорирования лепестков с целью создания ориги-нальных образов. |
||
Обитатели водоемов |
4 неделя марта |
Рыбки играют, рыбки сверкают (узор на вырезанном силуэте). |
15, с.134 |
Вызвать интерес к изображению рыбок в реке комбинированной техникой (узор на вырезанном силуэте). |
||
Неживая природа |
5 неделя марта |
Весеннее небо (рисование в технике по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка) |
14, с.168 |
Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому» |
||
Первоцветы |
1 неделя апреля |
Расцвели одуванчики |
22, с.29 8, с.9 |
Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы. |
||
Космос |
2 неделя апреля |
Волшебная сила чёрной краски Космический пейзаж (граттаж) |
5, с. 57 4, с. 45 |
Научить новому способу получения изображения –граттажу; формировать умение получать чёткий контур рисуемых объектов. |
||
Насекомые |
3 неделя апреля |
Паук в паутине (обрывание бумаги) |
10, с. 115 |
Учить технике обрывания бумаги; познакомить с техникой рисования фломастером. |
||
Народные праздники |
4 неделя апреля |
Чудо-писанки (рисование на объёмной форме (скорлупе яйца)) |
15, с.166 |
Учить рисовать на объёмной форме. |
||
День Победы |
2 неделя мая |
Праздничный салют (проступающий рисунок) |
3, с. 48 |
Познакомить детей с техникой проступающего рисунка. |
||
Мониторинг |
3 неделя мая |
Что мы умеем и любим, рисовать (педагогическая диагностика) |
Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей. |
|||
4 неделя мая |
||||||
«Ах, лето!» |
5 неделя мая |
Сделаем мир цветным (досуг для детей) |
12, с.127 |
Обобщить и систематизировать знания детей по изобразительной грамотности. |
Программа занятий
Первый этап – создание условий работы кружковой деятельности.
Эстетическая развивающая среда в группе создаётся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:
- Развивающая предметно-пространственная среда группы;
- световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества;
- соответствие возрастным психологическим особенностям детей.
Центр изобразительного творчества (в групповых комнатах)
Здесь размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, предметами различных промыслов народов; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей – предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как для мальчиков, так и для девочек.
Центр «Моя семья» (в групповых комнатах)
Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей, временные тематические фотовыставки, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы сделанные членами семьи.
Второй этап
Организация работы кружка
Кружок «Волшебная кисточка» организуется на базе детского сада. Группа комплектуется детьми в возрасте от 5 до 7 лет на основании результатов диагностирования и анкетирования родителей.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели.
Содержание кружковой деятельности реализуется на основе:
– программы «Цветные ладошки» И.А. Лыковой;
– методических пособий Т.Н. Дороновой «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников»; Т.Н. Дороновой «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности»; К.К. Утробиной «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»; Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»; Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»; Н.В. Дубровской «Рисунки, спрятанные в пальчиках»; Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; А.П. Аверьяновой «Изобразительная деятельность в детском саду»;
–учебного пособия М.О.Рахно «Учимся рисовать»;
– периодических изданий.
Формы работы
Программа предполагает проведение двух педагогических мероприятий в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности «Волшебная кисточка». Общее количество мероприятий в год – 75. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае).
1. Групповые педагогические мероприятия
Планпрограммы реализуется через кружковую работу. Комплектация групп и продолжительность мероприятий зависит от возрастной категории детей. Педагогические мероприятия проводятся два раза в неделю.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»